Для одних родителей процесс воспитания — легок и естественен, для других -тяжелый каждодневный труд, который изматывает и заставляет забыть о себе и своих интересах, полностью растворившись в заботах.
В чем секрет, и как научиться воспитывать, не принося себя в жертву, радуясь взрослению своего ребенка, и не доводить себя до состояния, когда воспитание превращается в череду разочарований?
1. Закон поведенческой гибкости
Как бы вы не стремились подогнать ребенка к своему первоначальному представлению о том, каким должен быть «хороший» ребенок, вы всегда будете сталкиваться с расхождением. Эти расхождения являются показателем индивидуальности. Это данность. Ее нужно принимать, а не делать из этого трагедии. Желание во что бы то ни стало добиться соответствия – это только вред!
Любые попытки вогнать ребенка в «рамки»ломают индивидуальность и «делают вам нервы». Следуйте за ребенком. Давайте ему то, что будет развивать в нем лучшие качества. Научитесь видеть, принимать и поддерживать его стремления, и тогда вы никогда не сможете сказать: «Мой ребенок ничего не хочет».
2. Закон среды
Какими бы ни были генетические предрасположенности ребенка,огромное влияние оказывают условия, в которых проходит его становление. Главным и основным условием является любовь!
Любовь — это принятие, внимание, поддержка, защита, душевное тепло.
Следствия любви – ребенок накормлен, ухожен, одет, спокоен, проявляет интерес к окружающему миру. Выдавая следствие за любовь, вы попросту выполняете свои непосредственно родительские функции и скрываетесь за самообманом. Любовь – обязательное условие развития ребенка. Без любвион будет тратить все свои силы и мысли на поиск этого чувства в ущерб своему развитию. Без любвиребенок не научится любить.
Воспитание личности — это искусство. Воспитание без любви – это повинность и профанация.
3. Закон своевременности
Чем успешней он осваивает новые навыки и умения, тем больше свободы в их применении нам нужно обеспечить.Своевременность этого процесса обеспечивает формирование уверенности в себе и своих силах, а также доверие к родителям и наставникам.
Ребенок нуждается в сопровождении и нашем участии. Его многому нужно научить. Постепенно он овладевает новыми навыками и освоит новый опыт. Навязчивое желание родителей опекать ребенка, выполняя за него то, что он может сделать самостоятельно – противопоказано. Нужно постепенно отпускать ребенка. Сначала много нашего участия и мало самостоятельности ребенка, затем сопровождение и поддержка по запросу. Только потом нужно внедрять тактику с минимальным участием взрослого и максимальной самостоятельностью ребенка.
Если мы вовремя не даем возможности детям самостоятельно опробовать на практике полученный опыт, то у ребенка возникает ощущение бесполезности усвоенного, недоверия к обучению и зависимости от взрослого.
Зависимость — это разрушительное чувство, которое сковывает волю, убивает желание, деформирует личность.
4. Закон действия
Любая деятельность, которая увлекает ребенка, является показателем его стремления к познанию мира. Задача родителя – поддержать ребенка в его стремлениях и придать этой деятельности правильные формы.
Деятельность ребенка направлена на удовлетворение его текущих потребностей. Вам может нравиться или не нравиться то, что делает ребенок, но если вы внимательны, понимаете потребности и знаетекак действовать, вы можете корректировать поведение, направляя его в нужное русло. Подавляя деятельность, родитель не только лишает себя информации, он лишает ребенка желания действовать. Силен тот родитель, который умеет вовлекать ребенка в новую деятельность, передавая в процессе необходимый опыт.
5. Закон соответствия
Каким бы ни было ваше решение отреагировать на поведение ребенка, оно должно быть безэмоциональным. Вы должны ориентироваться на пользу для ребенка и соответствовать ситуации.
Ребенок, познавая жизнь, попадает в различные ситуации. Задача родителя — научить ребенка справляться с трудностями самостоятельно. В любом исходе ситуации необходимо ориентироваться на ту пользу, которую вы хотите «причинить» ребенку. Другими словами вы должны понимать, какой урок он сможет извлечь. Личными амбициями и оценками в данной ситуации лучше пренебречь. Для этого родителю нужно научиться разбираться в сути и подбирать адекватные методы разрешения вопросов.
Например, недальновидно и бесполезно отчитывать рыдающего ребенка за то, что он потерял деньги, пока шел в магазин. Вредно давать ребенку советы и читать морали, когда он еще не справился со своими эмоциями.
Неадекватные реакции родителей в конкретной ситуации рождают стену непонимания. Как следствие ребенок будет делиться своими проблемами с теми, кто его понимает, то есть адекватно реагирует.
6. Закон уважения выбора
Чем быни интересовался ребенок, поддержите его выбор, проявите искренний интерес, узнайте, что его впечатлило. Ни в коем случае не обесценивайте его действия и интересы.
Когда ребенок поймет, что вы его не осуждаете и уважаете его выбор, он ответит откровенностью, и вы получите понимание того, что именно его сейчас интересует.
Конечно, хочется, чтобы он увлекался футболом, как папа. Но отдавайте себе отчет, что это папина мечта, а не ребенка. Если повезет, он тоже полюбит футбол, но сейчас его может больше интересовать рисование.
7. Закон заражения
Каждый член семьи несет персональную ответственность за то настроение, которое сейчас царит в семье.
В семье любая эмоция является коллективной. Если смеется папа, то вскоре смеяться будет вся семья. Если у кого-топлохое настроение, через час оно будет плохим у всех членов семьи. Нотолько ребенок будет считать виноватым себя, ведь взрослые научились искать виноватых вокруг.
Делитесь хорошим, несите добро и берегите друг друга.
У закона заражения есть следствие — закон отражения.
8. Закон отражения
Ребенок является индикатором отношений в семье. Помните, поведение ребенка всегда является отражением внутри семейных проблем.
Если вам не нравится, как ведет себя ваш ребенок в последнее время, и вы заметили резкое изменение поведения, начинайте прояснять и разбираться со своими проблемами. Если у вас из-за разногласий с супругом или супругой все чаще случаются размолвки, не удивляйтесь ухудшению поведения ребенка. И наоборот, когда в семье царит гармония и взаимопонимание, приготовьтесь радоваться успехам ребенка.
ДМИТРИЙ ТЕЛЕЧКУН
Психолог-консультант, тренер.
Немає коментарів:
Дописати коментар